Наши телефоны:
Выберите город!
Не дозвонились? Закажите звонок!
Военно-правовой центр®
Специализированная юридическая фирма
по защите прав призывников и военнослужащих. Работаем с 2007 года.
Запишись сейчас на бесплатную консультацию:

КАК ПОЛУЧИТЬ КВАРТИРУ ОТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ?

Наступивший новый год принес и новые поправки в законах. Посмотрим, что изменилось и как быть военнослужащим в связи с новыми обстоятельствами. 12 ноября 2014 года ГД РФ был принят ФЗ No 360-Ф3 (вступил в законную силу с 6 декабря), который уравнял военнослужащих в правах независимо от того, встали ли они на учет нуждающихся в жилье до 2005 года. Теперь дела граждан, оказавшихся в подобных ситуациях после 12 ноября 2014 года, могут быть пересмотрены на основании нового закона. Как же быть военнослужащим, которые оказались в такой неопределенной ситуации до 12 ноября 2014 года, как им получить жилое помещение от Министерства обороны?

Учимся читать закон

Конституционный суд внес ясность. Предметом его проверки стали нормы, касающиеся обеспечения жильем бывших военнослужащих, прослуживших 10 лет и более. Речь идет о тех, кто был уволен со службы в связи с достижением предельного возраста, изза состояния здоровья или по оргштатным мероприятиям. Если эти лица были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилье до 2005 г., оно предоставляется (по их выбору) в собственность или в соцнаем либо выплачиваются суммы на его приобретение. На практике эти положения вызвали неопределенность. Имеются в виду ситуации, когда указанные военнослужащие после увольнения и постановки на учет до 2005 г. переехали в другой регион на постоянное место жительства и уже там вновь были поставлены на учет. Поскольку дата последней постановки на учет приходилась на период уже после 2005 г., им стали отказывать в обеспечении жильем в указанных формах. КС РФ счел подобное толкование неприемлемым и признал нормы неконституционными. Они являются таковыми в той мере, в какой препятствуют тому, чтобы признать право на обеспечение жильем (в одной из указанных форм) за уволенными военнослужащими, которые первоначально были приняты на учет до 2005 г., а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой. И по этой причине были приняты на учет по новому адресу уже после такой даты. Таким образом, данные нормы приводят к дифференциации в правовом положении лиц, которые, по сути, относятся к одной и той же категории. Это не имеет объективного и разумного оправдания и соответственно нарушает принцип равенства. До принятия соответствующих поправок указанные военнослужащие (которые изначально были приняты на учет до 2005 г., сняты с него, а затем вновь поставлены на учет по новому месту жительства уже после такой даты) должны обеспечиваться жильем. Они обеспечиваются жильем по их выбору в одной из перечисленных форм исходя из времени принятия таких граждан на соответствующий учет по новому месту жительства. Также КС РФ подчеркнул, что законодатель может установить иной порядок очередности обеспечения данных граждан жильем.

У каждого есть права – умей отстоять свое

Выдержка из Постановления Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. No 21-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 ФЗ«О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина Н. М. Кабулова»: «Оспаривающий конституционность положений пункта 2.1 статьи 15 ФЗ«О статусе военнослужащих» (а фактически его абзацев первого-четвертого) гражданин Н. М. Кабулов проходил военную службу с 1982 по 2002 год и был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Постановлением главы муниципального образования «Город Полевской» Свердловской области от 28 января 2003 года No 157 он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. А постановлением от 22 июля 2005 года No 1034 – снят с учета в связи с изменением в декабре 2004 года постоянного места жительства и переездом с семьей в деревню Новопареево Щелковского района Московской области. 12 августа 2006 года Н. М. Кабулов обратился в администрацию муниципального образования «Городское поселение Фряново» Щелковского муниципального района с заявлением о постановке на учет по новому месту жительства, в чем ему было отказано. Однако на основании решения Щелковского городского суда Московской области от 8 февраля 2008 года Н. М. Кабулов и члены его семьи были включены в список нуждающихся в жилых помещениях постановлением главы указанного городского поселения от 7 апреля 2008 года No 49. Решением того же суда от 27 июня 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 октября 2011 года, Н. М. Кабулову было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Городское поселение Фряново» Щелковского муниципального района и Министерству строительного комплекса Московской области о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Сославшись на пункт 2.1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», суды общей юрисдикции указали, что одним из обязательных условий для получения предусмотренной его положениями единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, Н. М. Кабулов же был принят на соответствующий учет по новому месту жительства после указанной даты».

Как изменить систему? Спрашивать!

Напомним, что обеспечение права каждого на жилье (ст. 40, ч. 1 Конституции РФ) является важнейшей функцией РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В нашем случае это ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, который предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 апреля 2004 года No 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.

На защите ваших интересов Алекс ЕНСКИХ

Комментирует юрист ООО «Военно-правовой центр» Дмитрий Маслеников:

– Это судебное дело интересно и является показателем того, что свое получить можно. Согласно ст. 15 названного ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абзац первый пункта 1); при этом обеспечение жилыми помещениями граждан, которые, прослужив 10 лет и более, были уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и не имеют жилища либо нуждаются в улучшении жилищных условий, осуществляется по общему правилу федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими организацию и несение военной службы, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Тем из уволенных с военной службы гражданам, кто был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставляет возможность выбора одной из трех форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, либо единовременная денежная выплата на приобретение, или строительство жилого помещения. КС РФ отмечал ранее, что введение федеральным законодателем такого условия возникновения у уволенных с военной службы граждан права на обеспечение жильем в одной из указанных форм, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, само по себе не может считаться нарушением конституционных прав и свобод (определения от 16 декабря 2008 года No 1068-О-О, от 17 ноября 2011 года No 1608-О-О и от 11 мая 2012 года No 745-О). Соответственно сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» форм по его выбору.

Вопрос этот серьезный и очень объемный, более подробную информацию можно узнать, записавшись к нам на прием. Просто нужно знать свои права и не бояться об этом заявлять! А дело гражданина Кабулова закончилось вот чем: Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать положения абзацев первого-четвертого пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3) в той мере, в какой они – в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, – препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли.

2. Правоприменительные решения по делу гражданина Кабулова Насырджана Мамаджановича, основанные на положениях абзацев первого-четвертого пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в той мере, в какой они признаны настоящим Постановлением не соответствующими Конституции РФ, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет других препятствий.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Публикация в газете "Аргументы недели - Балтии" №01(442) от 15 января 2015 г.