Наши телефоны:
Выберите город!
Не дозвонились? Закажите звонок!
Военно-правовой центр®
Специализированная юридическая фирма
по защите прав призывников и военнослужащих. Работаем с 2007 года.
Запишись сейчас на бесплатную консультацию:

Признание незаконным решения об исключении из реестра нуждающихся в жилых помещениях


РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2016 года
Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Батенева К.В., с участием представителя административного истца Наумовой Е.А. и представителя административного ответчика — Карпова В.В. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело № 2а-114/2016 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части старшего прапорщика Т. А.А. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации, свзяанных с исключением их единого реестра нуждающихся в жилых помещениях члена семьи военнослужащего, а также решения этого же должностного лица о предоставлении жилищной субсидии.


Гарнизонный военный суд
УСТАНОВИЛ:
Т. А.А. через своего представителя Наумову ЕЛ. обратился в суд с административным исковым заявлением.
В обоснование этих требований Т. А.А. в административном исковом заявлении указал, что 16 марта 2016 года от заместителя начальника ЗРУЖО им было получено уведомление об исключении из единого реестра
нуждающихся в жилых помещениях члена его семьи - супруги Т. Н.В. по причине того, что она является участником накопительно-ипотечной системы (далее - участник НИС). По его мнению, исключение супруги из единого реестра необоснованно и противоречит пункту 2 статьи 51 ЖК РФ, статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - ФЗ «О статусе военнослужащих»), а также приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». 05 апреля 2016 года начальником ЗРУЖО вынесено решение № 03-28/294, согласно которому ему с составом семьи 3 (три) человека выплачена жилищная субсидия. Таким образом, административный истец считает, что начальником ЗРУЖО было нарушено его право на обеспечение жилым помещением путём получения жилищной субсидии в полном размере на всех членов семьи, включая супругу - Т. Н.В.
Представитель административного истца - Наумова Е.А. в судебном заседании административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика - Карпов В.В. в судебном заседании просил отказать Т. А.А. в удовлетворении заявленных требований на том основании, что супруга административного истца - Т. Н.В., являясь военнослужащей, с 21 июня 2008 года включена в единый реестр участников накопительно-ипотечной системы, поэтому в соответствии с пунктом 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» она не может быть обеспечена жильём в иной форме.
В своих письменных возражениях представитель административного ответчика - Когут Д.И. в удовлетворении заявленных требований Т. А.А. также просил отказать и в обоснование своей позиции привёл доводы аналогичные тем, которые были высказаны в судебном заседании Карповым В.В.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца - Т. А.А.надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, явка которого не признана судом обязательной.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Т. А.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части XXXXX, первый контракт заключён до 1 января 1998 года. Согласно справке от 10 марта 2016 года № 123, календарная выслуга лет Т. А.А. по состоянию на 10 марта 2016 года составляет 21 год 01 месяц 05 дней.
Согласно справке от 10 марта 2016 года № 124, в личном деле Т. А.А. в качестве членов его семьи записаны: супруга - Т. Т.А., дочь — Т. Е.А. и сын — Т. М.А,
Из материалов жилищного дела видно, что решением жилищной комиссии войсковой части XXXXX от 12 января 2004 года № 45 с изменениями, внесёнными решением этой же жилищной комиссии от 16 апреля 2007 года № 5, административный истец с составом семьи 4 (четыре) человека принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях с 5 января 2004 года.
Как следует из копии заявления Т. А.А. от 2015 года, подписанного всеми совершеннолетними членами его семьи, в том числе и супругой — Т. Н.В., административный истец просил начальника отдела № 4 (г. Калининград) Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — начальник отдела № 4) перечислить ему жилищную субсидию на состав семьи 4 человека.
Согласно уведомлению от 09 марта 2016 года № 184/3/4063
заместитель начальника ЗРУЖО сообщил административному истцу о том, что его супруга — Т. Н.В. как участник НИС была исключена из состава его семьи для предоставления жилищной субсидии,
Как следует из справки от 08 июня 2016 года № 42/01/2159, предоставленной начальником отдела № 4, гвардии прапорщик Т. Н.В. с 21 июня 2008 года состоит в реестре участников накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих и имеет регистрационный номер - 030806010ZZZZZZZZ.
Из исследованной в судебном заседании выписки из личного кабинета военнослужащего — участника НИС, видно, что по состоянию на 31 марта 2016 года Т. Н.В. целевой жилищный заём не получала.
Согласно копии решения заместителя начальника ЗРУЖО от 05 апреля 2016 года, Т. А.А. была предоставлена жилищная субсидия на состав семьи 3 (три) человека, то есть без учёта его супруги Т. Н.В.
Так, в соответствии со статьёй 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие - граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (к этой категории военнослужащих относится административный истец), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в
котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении по определенным основаниям — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 того же Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» к участникам НИС относятся прапорщики и мичманы, общая
продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 01 января 2005 года. При этом, основанием для включения данной категории военнослужащих в реестр НИС, является достижение общей продолжительности их военной службы по контракту трёх лет,
Вместе с тем, пункт 3 части 3 статьи 9 этого Федерального закона, устанавливает, что основанием для исключения военнослужащего
федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников НИС является исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счёт средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что супруга административного истца в настоящее время реализовала свои жилищные права, как участник НИС, то само её участие в НИС не является достаточным основанием для принятия решения начальником ЗРУЖО об исключении её, как члена семьи военнослужащего из единого реестра нуждающихся в жилых помещениях.
Напротив, из пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» следует, что участие военнослужащего в данной системе не исключает возможность его обеспечения жилым помещением иным способом, что в свою очередь является основанием для исключения военнослужащего из реестра участников НИС.
Кроме этого, суд учитывает, что согласно пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих
действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом, часть 2 статьи 56 ЖК РФ, устанавливает, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В силу подпункта «а» пункта 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
Одновременно, пункт 15 Правил определяет, что решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.
Аналогичная по своему содержанию норма содержится в пункте 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Также данный пункт предусматривает, что военнослужащие, снятые с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключаются из реестра.
Анализ вышеизложенных норм действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что военнослужащие, а, равно как и члены их семей, могут быть сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях только на основании соответствующего решения, принятого уполномоченным органом. После принятия такого решения, указанные лица исключаются из реестра. При этом, решение о снятии лиц с жилищного учета
Министерства обороны Российской Федерации в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о внесении в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в качестве члена семьи Т. А.А, его супруги - Т. Натальи Владимировны, а также о перерасчёте выплаченной Т. А.А. субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения (жилых помещений) из расчёта семьи в составе 4 (четыре) человека.
Начальнику Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу необходимо сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения по настоящему административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 14 июня 2016 года.