Наши телефоны:
Выберите город!
Не дозвонились? Закажите звонок!
Военно-правовой центр®
Специализированная юридическая фирма
по защите прав призывников и военнослужащих. Работаем с 2007 года.
Запишись сейчас на бесплатную консультацию:

Оспаривание решения призывной комиссии


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» июля 2016 года
Нестеровский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Янча С. А. при секретаре Панаховой Т. Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску П. Г. Ю. к призывной комиссии МО «Нестеровский район», врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании незаконными заключения врачебной комиссии, решения призывной комиссии, приказа начальника отдела о создании военно-врачебной комиссии, приказа начальника отдела (военного комиссариата Калининградской области по городам Гусев, Краснознаменск, Нестеров, Гусевскому, Краснознаменскому и Нестеровскому районам)
УСТАНОВИЛ:
П. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать: (с учетом последующих изменений и уточнений) незаконным заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, решение призывной комиссии муниципального образования «Нестеровский район» его призыве на военную службу от 13.04.2016 года, а так же о признании незаконным приказа № 98 от 24.11.2015 года начальника отдела (военного комиссариата Калининградской области по городам Гусев, Краснознаменск, Нестеров, Гусевскому, Краснознаменскому и Нестеровскому районам) «О создании внештатной постоянно действующей военно-врачебной комиссии при отделе (военного комиссариата Калининградской области по городам Гусев, Краснознаменск, Нестеров, Гусевскому, Краснознаменскому и Нестеровскому районам) на 2016 год».
В обоснование требований указано, что заключение врача о состоянии здоровья административного истца сделано без назначения обязательных исследований (не проведена флюорография), решение призывной комиссии принято не уполномоченным на то составом, поскольку двое из подписавших решение комиссии её членами не являются, поскольку не указаны ни в основном, ни в резервном списке членов комиссии, утвержденных распоряжением губернатора Калининградской области. Обжалуемый приказ вынесен ненадлежащим должностным лицом, вне рамок его компетенции. Кроме этого у врачей, участвующих в работе призывной комиссии и дающих соответствующее заключение, должна иметься лицензия на осуществление военно-врачебной экспертизы, в рамках которой проводится освидетельствование призывников, которая по мнению истца у них отсутствует.
В судебное заседание административный истец П. Ю. Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель административного истца по доверенности Бушманова Т. В. требования административного иска поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, обосновав их как указано в исковом заявлении.

Представитель призывной комиссии МО «Нестеровский район» Ровнов А. В., указывав на отсутствие каких-либо доказательств нарушения прав административного истца, просил в удовлетворении иска отказать.
Начальник отдела военного комиссариата Калининградской области по городам Гусев, Краснознаменск, Нестеров, Гусевскому, Краснознаменному и Нестеровскому районам Прошин В. В. просил в удовлетворении иска отказать, так как призывная комиссия проведена в рамках действующего законодательства, оснований для предоставления П. Ю. отсрочки от военной службы, освобождения его от призыва на военную службу, не было. Обжалуемый административным истцом приказ № 98 от 24.11.2015 года в настоящее время отменен приказом № 48 от 15.06.2016 года, кроме этого, указанный приказ во время своего действия не мог нарушать права истца, поскольку на него не распространялся.
Административный ответчик - врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу Приступа В. Н. просил в удовлетворении иска отказать, поскольку в отношении П. Ю. Г. у комиссии врачей, участвующих в призывной комиссии, имелись все необходимые анализы. Флюорография делается не реже 1 раза в год, на момент призывной комиссии у П. имелся действующий результат обследования от мая 2015 года.
Выслушав представителей сторон, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебнрм заседании было установлено, что 13 апреля 2016 года П. Ю. Г. был освидетельствован врачами-специалистами призывной комиссии Нестеровского района и ему установлена категория годности к военной службе «А-1» - годен к военной службе.
Решением призывной комиссии Нестеровского района от 13 апреля 2016 года П. Ю. Г., роднившийся 20 декабря 1997 года, в соответствии со ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был призван на военную службу.
Вместе с тем, судом было установлено, что вопросы о призыве на военную службу были разрешены ненадлежащим составом призывной комиссией, в отсутствие полных данных о диагностических исследованиях П. Ю. Г.
Согласно дасти 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О вринской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя

высшего, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Распоряжением губернатора Калининградской области Ют 29.03.2016 года №. 169-р «О призывной комиссии Калининградской области и призывных комиссиях муниципальных образований Калининградской области и признании утратившими силу отдельных пунктов распоряжения Губернатора Калининградской области от 28 сентября 2015 года N 495-р и распоряжения Губернатора Калининградской области от 20 ноября 2015 года № 646-р создана призывная комиссия муниципального образования «Нестеровский район» с указанием конкретных членов комиссии как
основного, так и резервного состава.
В частности в основном составе указаны - заместитель председателя комиссии Прошин В. В., начальник отдела (военного комиссариата Калининградской области по городам Гусев, Краснознаменск, Нестеров, Гусевскому, Краснознаменскому и Нестеровскому районам), Тюкавина Е. В., начальник управления образования администрации Нестеровского района; в резервном составе - заместитель председателя комиссии Уваров И. И., начальник отделения отдела (военного комиссариата Калининградской области: по городам Гусев, Краснознаменск, Нестеров; Гусевскому, Краснозцаменскому и Нестеровскому районам), Воронцов О. И., инспектор- методист управления образования администрации Нестеровского района.
Однако из протокола призывной комиссии следует, что от военного комиссариата он подписан Бенько Г., от управления образования —
Моисеенко В.
Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании Моисеенко В.
В. пояснила, что действительно 13.04.2016 года участвовала в работе призывной комиссии, так как члены комиссии от управления образования как основного, так и резервного состава в этот день отсутствовали, а она в силу должностных обязанностей замещает начальника управления образования при его отсутствии.
Согласно п. 33 Приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 года № 400 (ред. от 29.06.2012) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № «663» (вместе с "Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе") для осуществления призыва граждан на военную службу с.решением высшего должностного лица субъекта Российской

власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного
комиссара субъекта Российской Федерации создаются призывные комиссии.
Для обеспечения плановой работы призывных комиссий на - случай
отсутствия по уважительным причинам кого-либо из назначенных членов
призывных комиссий определяется резервный состав.
Пунктом 40 указанного Приказа решение призывной комиссии заносится в протокол заседания призывной комиссии согласно приложению № 33 к настоящей Инструкции. В конце рабочего дня протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии о призыве на военную службу П. Ю. Г. нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято лицами, не являющимися членами призывной комиссии, а следовательно оно подлежит отмене в части принятия решения о призыве П. Ю. Г. .
В силу статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается ядка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 2, 3, 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (далее - отдел муниципальный), при содействии местной администрации.
Призывники подлежат обязательному медицинскому
освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Исходя из п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждонного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 200 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), при призыве граждан на военную службу организация освидетельствования возлагаемся на призывную комиссию.
В соответствии с п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:
флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови;
общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования:
электрокардиография в покое;
исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркерьггепатита "В" и "С".
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина (п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года (далее - Инструкция), медшщкжое освидетелъствбвание призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения.
В силу п. 7 Инструкции не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся:
а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
б) диализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
в) анализ мочи (удельный вес, белок);
г) электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Согласно медицинских документов П. проведено исследование — флюорография только 27.04.2016 года, то есть через две недели после вынесения оспариваемого решения.
Доводы врача, руководившего работой по медицинскому освидетельствованию, Приступа В. Н. о наличии у административного истца на момент вынесения оспариваемого решения призывной комиссии флюорографии, проведенной в мае 2015 года, не могут служить основанием для признания заключения медицинской комиссии обоснованным, поскольку нарушены сроки обследования прямо указанные в законодательстве (в течение последних 6 месяцев).
Также суд не может согласится с доводами указанного лица о недобросовестности истца, так как согласно абз. 4 п. 20 Положения о военноврачебной экспертизе в случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Требования административного иска о признании незаконным приказа № 98 от 24.11.2015 года не могут быть удовлетворены, поскольку обжалуемый приказ издавался в целях проведения освидетельствования граждан, подлежащих постановке на воинский учет; граждан призываемых на военную службу (военные сборы); граждан не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту; граждан пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, то. есть не относятся к административному истцу как к лицу, подлежащему призыву на военную службу и не нарушают его прав. Кроме этого, суд принимает во внимание, что данный приказ в настоящее время признан утратившим силу приказом № 48 от 15.07.2016 года.
Также суд не может согласится с требованиями иска о необходимости признания незаконным заключения врачебной комиссии, поскольку такое заключение не; носит обязательный - характер для вынесения решения призывной комиссией и не нарушает прав и свобод административного истца, не создает препятствий к осуществлению им прав и свобод и не накладывает нашего какие-либо обязанности.
При несогласии гражданина с результатом медицинского
освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о. годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского
освидетельствования (пункт 2 статьи 29 Закона о воинской обязанности и

военной службе), в путем производства независимой военно-врачебной экспертизы.
Доводы представителя административного истца о необходимости осуществления деятельности врачебной комиссии на основании лицензии не
могут быть приняты судом, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Часть 2 ст. 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит: граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном ст. 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к перечню видов деятельности, на которые требуются лицензии относится медицинская деятельность.
Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую иди иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз: ... 3) военно-врачебная экспертиза (ч. 2 ст. 58), а право н 1 осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (ст. 69).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 61 названного Закона установлено, что военноврачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным
военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Из положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной 

Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565. (ред. от 23.04.2016) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», следует, что она проводится в отношении иных лиц, а не призываемых на военную службу.
Таким образом, деятельность, связанная с медицинским освидетельствованием, проведенным в рамках работы призывной комиссии по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, лицензирования не требует.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
-РЕШИЛ:
Требования П. Г. Ю. — удовлетворить частично.
Признать; незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования «Нестеровский район» Калининградской области от 13 апреля 2016 года о призыве П. Г. Ю..
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.